ПРИЗЫ ЗА ВКЛАД
В МЕЖДУНАРОДНОЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Александр Миндадзе
Режиссер, сценарист

«Рецензентом моего дипломного сценария был Геннадий Шпаликов, я подражал Евгению Григорьеву, лю‑ бил сценарии Юрия Клепикова. Поэ‑ тому мне трудно было не стать хоть кем‑то в этой профессии… Когда люди заканчивали ВГИК, они работали сто‑ рожами, кочегарами. Взрослые нищие люди писали исповедальную прозу и от этого дрожали и волновались. Конечно, желательно было ее потом продать, но это было не главное. Глав‑ ное было написать…»

Александр Анатольевич Миндадзе родился 28 апреля 1949 года в Москве в семье выдающегося драматурга Анатолия Гребнева. В 1972 году окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская К. Виноградской). В 1977 году началось сотрудничество с режиссером Вадимом Абдрашитовым, с которым в течение почти трех десятилетий было снято 11 фильмов. Многие из них получили большое общественное, а также международное признание, в том числе на МКФ в Венеции, Берлине, Локарно, Сан-Ремо. Среди фильмов — «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1984), «Парад планет» (1984), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988, премия «Ника» за лучший сценарий, 1989; Государственная премия СССР, 1991), «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1997, премия «Ника» за лучший сценарий, 1997; Гран-при ОРКФ «Кинотавр» в Сочи, 1998), «Магнитные бури» (2003, премия за лучший сценарий ОРКФ «Кинотавр» в Сочи, 2003; премия «Ника» за лучший сценарий, 2004). В 2013 году А. Миндадзе и В. Абдрашитов были удостоены почетной премии «Ника» за вклад в отечественный кинематограф. По сценариям Миндадзе также поставлены фильмы Александром Прошкиным — «Трио» (2003), Алексеем Учителем — «Космос как предчувствие» (2005, Гран-при МКФ в Москве, 2005; премия «Золотой орел» за лучший сценарий, 2006), Андреем Прошкиным — «Миннесота» (2009) и др. В 2007 году фильмом «Отрыв» дебютировал как режиссер. Поставил фильмы: «В субботу» (2011, Гран-при МКФ в Броюсселе, 2011; премия «Золотой орел» за лучший сценарий, 2012), «Милый Ханс, дорогой Петр» (2015, Гран-при МКФ в Чикаго, 2015; премия «Золотой орел» за лучший сценарий, 2016; премии «Ника» за лучший игровой фильм и лучший сценарий, 2016). Член президиума Российской академии кинематографических искусств. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986).
Леван Пааташвили
Кинооператор, художник

«В восемь лет мне подарили «вол‑ шебный фонарь», и я впервые уви‑ дел изображение на белом куске ткани — изображение, которое сам показывал! Диапозитивы популяр‑ ных детских сказок светились на по‑ лотне как живые — вот уж точно волшебный фонарь! Но у соседского мальчика были коньки. Особенные, роликовые — они сразу заворожи‑ ли меня. Обмен состоялся быстро и без сомнений. Показывать изо‑ бражение на белой ткани я уже умел, пора было учиться кататься на коньках…»

Леван Георгиевич Пааташвили родился 12 марта 1926 года в Тбилиси. Освоил профессии архитектора и художника театра по свету. В 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. Волчека). В 1958 году дебютировал как кинооператор на киностудии «Грузия-фильм» в фильме Тенгиза Абуладзе «Чужие дети». В 1960 году получил первую премию за операторскую работу ВКФ в Минске за фильм «День последний, день первый» (1959). В 1961 году выступил оператором дебютного фильма Ланы Гогоберидзе «Под одним небом». С 1964 года работал на киностудии «Мосфильм», где снял такие выдающиеся картины, как «До свидания, мальчики» (1964, реж. М. Калик) и «Бег» (1970, реж. А. Алов, В. Наумов), а также два фильма с Андреем Кончаловским: «Романс о влюбленных» (1974) и «Сибириада» (1978). С 1978 года преподавал во ВГИКе (профессор). В 1981 году вернулся в Тбилиси, где выступил организатором и руководителем операторской мастерской кинофакультета Тбилисского театрального института имени Шота Руставели. Работал в эти годы с ведущими режиссерами Грузии: Эльдаром Шенгелая — «Голубые горы, или Неправдоподобная история» (1983, Государственная премия СССР, 1985), Георгием Шенгелая — «Путешествие молодого композитора» (1984, приз за лучшую операторскую работу ВКФ в Минске, 1985), Резо Эсадзе — «Нейлоновая елка» (1985), Наной Джорджадзе — «Робинзонада, или Мой английский дедушка» (1987) и др. В 1990 году снял дебютный фильм Александра Адабашьяна «Мадо, до востребования», получивший признание на МКФ в Канне. В последние годы работает как художник (три персональные выставки). В 2006 году выпустил книгу «Полвека у стены Леонардо. Из опыта операторской профессии». В 2008 году получил премию «За вклад в операторское искусство имени Сергея Урусевского», вручаемую в рамках церемонии награждения Премией киноизобразительного искусства «Белый квадрат» (Москва). Член Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Народный артист Грузии (1979).